Усть – Абаканский район богат культурно – историческими памятниками, которые представляют интерес для туристов.   Здесь можно увидеть захоронения тагарской и таштыкской археологических культур; рисунки и образцы рунического письма на каменных стелах; каменные личины; остатки каменных крепостных стен и другие. Культурно-исторические объекты Усть – Абаканского района  уникальны как памятники материальной культуры народов, населявших район на протяжении отрезка времени протяженностью около 17 веков. Экскурсии по данным объектам  открывают красоты и богатую историю Усть-Абаканского района, учат людей относиться бережно к объектам культурно-исторического наследия.

Большой Салбыкский курган

Большой Салбыкский курганвыдающийся сакральный, архитектурный и астрономический памятник V-IV веков до н.э. Самый грандиозный мегалитический объект из известных подобных памятников на территории всей Сибири, место погребения могущественного вождя кочевых племен и выдающийся сакральный, архитектурный и астрономический памятник V-IV веков до н.э. По монументальности конструкции стоит в одном ряду со Стоунхенджем, а по объему затраченного труда значительно его превосходит. По конструктивному решению близок к ранним пирамидам Египта. Не исключено, что такая грандиозная усыпальница возводилась еще при жизни того, кому она предназначалась. Курган упоминается в научной литературе с середины XVIII века. Он впервые был описан российским ученым и путешественником Герардом Фридрихом Миллером в 1739 году, во время «Первой академической экспедиции» (1733-1743 гг.). Раскопки Большого Салбыкского кургана проводились в течение 3 лет, начиная с 1954 года экспедицией под руководством профессора МГУ Сергея Владимировича Киселева.

Большой Салбыкский курган расположен в Салбыкской долине («Долине царей») у подножия отрогов горного хребта Кузнецкого Алатау. В долине расположены более 100 курганов тагарской культуры скифского времени, из них 15 курганов относятся к числу больших (диаметр более 50 метров).

В сооружении Большого Салбыкского кургана в течение нескольких лет принимали участие сотни людей, которые воздвигли земляную пирамиду высотой 25-30 метров, обнесенную каменной оградой 70 х 70 метров. Большая часть земляной насыпи сначала была сложена из пластов дерна, которые брали вокруг кургана. Гигантские плиты девонского песчаника весом до 30 тонн для ограды кургана доставлялись из каменоломни на горе Хызыл Хая («Красная скала») за 18 километров от места погребения вождя, а также за 70 километров из каменоломни с берега Енисея. К моменту начала раскопок насыпь уже сильно оплыла, но и в таком виде высота холма достигала почти 12 метров, и этот курган поднимался над степью на высоту 4-этажного дома.

Первоначально курган возводился для одного человека – старика-воина возраста около 70 лет. Старец мог быть не только предводителем племени или племенного союза, но и могущественным жрецом, имевшим неограниченную власть над своими подданными, над их жизнью и смертью. Останки этого знатного человека были мумифицированы. Впоследствии к старцу через дромос были подхоронены еще 6 человек, приближенных, родственников, рабынь, сопровождающих господ в мир иной.

На плитах кургана обнаружены знаки в виде кругов, полумесяцев и других фигур, показаны моменты движения Солнца и Луны, а также выбиты тамги. Тамги, высеченные на ограде Салбыкского кургана, аналогичны некоторым знакам, обнаруженным в Монголии, Горном Алтае, Средней Азии, Иране и на Южном Урале. Это может являться косвенным свидетельством миграционных процессов, политических и брачных союзов, поскольку несанкционированное использование чужих тамг соседями неизбежно вело к войне или кровной мести.

Большой Салбыкский курган был ограблен еще в древности. Из находок были  обнаружены обломки глиняного баночного сосуда огромных размеров для хранения зерна, 2 бронзовых ножа и округлый каменный жернов вращающейся ручной мельницы, самый древнейший на сегодняшний день в Сибири.

Большой Салбыкский курган находится в 20 км. западнее с. Московское Усть – Абаканского района Республики Хакасия.

 

Курган Барсучий Лог

Курган Барсучий Лог исследован сравнительно недавно, в 2004-2006 годах, совместной археологической экспедицией ХГУ (руководитель раскопок – Андрей Иосифович Готлиб) и Германского археологического института (археолог Анатоль Наглер). Барсучий Лог  является вторым после Большого Салбыкского по монументальности и размерам курганом, раскопанным в Хакасии. К моменту начала раскопок высота земляной насыпи составляла не менее 9 метров, диаметр – 75-77 метров. Курган относится к закату тагарской культуры и датируется II-I вв. до н.э.

Уникальность кургана заключается в особенностях его сооружения. Курган имеет сложную и яркую архитектурную конструкцию в виде большой каменной ограды размером 53 х 54 метра с высокими вертикальными стелами, внутренними каменными сооружениями. При этом строители брали для ограды кургана стелы из еще более древних могильных плит, на которых сохранились наскальные рисунки, выполненные в разных техниках. Очевидно, орнаментированные камни совершенно осознанно извлекали из древних погребальных сооружений и поставили здесь заново, возможно, чтобы связать похороненных  здесь людей с уходящей вглубь веков традицией. В склепе-гробнице кургана похоронено не менее 5 человек – представителей тагарской социальной элиты.

Как и на Большом Салбыкском кургане, склеп-гробница располагался в западной части сооружения, к нему вел сложный по конструкции вход из массивных бревен лиственницы, завернутых в толстые полотнища бересты. Склеп функционировал многие годы, впоследствии вход в него был закрыт и заложен бревнами, а сверху была положена древнейшая в истории Хакасии лестница. Позже над склепом была возведена монументальная земляная насыпь в виде пирамиды высотой не менее 15 метров, сложенная из десятков тысяч небольших блоков черной земли и красной глины, скрепленных между собой искусственным глиняным раствором. Конструкция, таким образом, простояла более 2 тысяч лет, не изменив формы, даже, несмотря на неоднократное разграбление и многочисленные подтопления. Это первый достоверный случай использования скрепляющего раствора в строительной практике возведения древних курганов на территории Южной Сибири. Использование вяжущих растворов говорит о достаточно высоком уровне цивилизации, поскольку раньше была известна только сухая кладка (крепостная стена на горе Кюн Таг).

Особенностью кургана Барсучий Лог является наличие в системе каменной ограды 26 плит с яркими и интересными рисунками, выбитыми древними мастерами. Особый интерес представляют плиты входа в курган с изображениями оленей.

Внутри кургана не оказалось золота, он был разграблен сначала в глубокой древности (предположительно на рубеже эр), а затем в более позднее время (XIX в.). Сначала в могилу проникали соплеменники.

Курган Барсучий Лог находится в 35-40 км. от Абакана, в 12 км. от с. Московское Усть – Абаканского района Республики Хакасия.

 

Уйбатский  Чаа тас

Фото-№-2-1024x768

 

Уйбатский Чаа тас («Камень войны») — могильник, экзотичность объекта заключена во множестве необычных по форме поминальных камней, напоминающих древних воинов. Погребения датируются временем от III века до н.э. до  VII-VIII веков нашей эры (в течение 11 веков здесь хоронили умерших). Раскопки Чаа таса производились в 1936-1938 годах учеными С.В. Киселевым, Л.А. Евтюховой и др.

Уйбатский Чаа тас  — самая большая в Хакасии группа средневековых княжеских захоронений. Возможно, первое научное описание Уйбатского Чаа таса дала финская археологическая экспедиция, отыскивавшая камни с руническими надписями и побывавшая здесь по следам Даниила Готлиба Мессершмидта в 1887 году. Профессор Й.Р. Аспелин и его спутники вычертили план этого курганного поля, насчитывавшего «полторы сотни могил, кроме этого, три больших кургана и три других, маленьких и низких земляных холма». Ученые также сделали несколько рисунков могильника, дали описания 32 примечательных камней. Археологи отметили, что каменные могильные холмы, как правило, были глубоко изрыты русскими грабителями в начале XVIII века. Так что все богатые могилы, изучавшиеся первыми исследователями, были разграблены.

Несмотря на разграбленность курганов, их продолжали изучать и в более поздние времена. Изучение Уйбатского Чаа таса навсегда развеяло миф об отсталости средневековой культуры Хакасии. Раскопки вскрыли одну очень интересную и ценную особенность погребений: кроме центрального захоронения в них создавались тайнички в виде ямок, вырытых в бортах могильных ям. В них в момент погребения складывались наиболее ценные личные вещи умершего, в том числе принадлежности конского убранства.

Археологические находки Уйбатского Чаа таса, – портретные погребальные маски из глины и гипса, деревянная резная скульптура, резные фигурки, обложенные листовым золотом, серебряная посуда, — важный источник для изучения истории возникновения классового общества в древней Сибири.

Маски дают нам возможность увидеть, как выглядели люди, жившие в Уйбатской степи 20 веков назад, какова их расовая принадлежность. Среди погребальных масок встречаются отображения как европеоидного, так и монголоидного типа, причем монголоиды освоили долину Среднего Енисея позднее. К монголоидам в большей степени принадлежала погребенная знать, в то время как в рядовых захоронениях долго еще преобладали европеоидные черты покоренного населения. Перед захоронением маски расписывались, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щеки наносились имитирующие румянец пятна.

Особую ценность в составе объектов Чаа таса имеют каменные стелы с изображениями и надписями древнетюркским руническим письмом, а также так называемые личины, выбитые в камне лица. Вблизи Уйбатского Чаа таса установлен Камень Мессершмидта – памятник в честь обнаружения ученым Мессершмидтом (был послан для изучения местности Петром I) в августе 1721 года первого памятника енисейской рунической письменности.

Уйбатский Чаа тас  расположенный в Уйбатской степи в 7 км. к юго-востоку от станции Уйбат Усть – Абаканского  района Республики Хакасия

 Гора Кюн Таг

чун-таг

Гора Кюн Таг высотой более 500 метров – это огромная естественная крепость, включающая сложный археологический комплекс горных сооружений (крепость-све) с протяженностью стен до 1,5 км. Высота стен достигала 1,5 – 1,7 метра, ширина – около 2 метров.

В переводе с хакасского Кюн-Таг – «Гора Солнца», культовая гора поклонения светилу, священному для всех древних культур. Еще в эпоху бронзы, более 4000 лет назад, люди использовали эту гору для укрытия от врагов. Подобные крепости-убежища, огражденные каменными стенами, были военными сооружениями, позволяющими организовать оборону от набегов соседних племен. Стены крепости возведены методом сухой кладки: плоские камни песчаника плотно укладывались один на другой без скрепления раствором. Для усиления обороны перед стеной был выкопан ров.

Гора содержит Подкунинскую писаницу (петроглифы афанасьевской культуры  II тысячелетия до н.э.), расположенную на утесах протоки Подкунинская. Писаница насчитывает 323 фигуры людей, оленей, коз, лошадей, верблюдов, медведей и птиц, а также сцены охоты и войны. Изучена ученым Андроновым еще в 1907 году. Рисунки датированы II тысячелетием до н.э.

Подобные крепости имеются и в других районах Хакасии, например, Оглахтинская крепость (Боградском районе), на горе Чалпан (Ширинский район, оз. Белё), близ села Чебаки (Ширинский район), близ улуса Кобяков на горе Кигиг-Тарниг (Ширинский район). Возведение крепостей на вершинах сопок характерно для эпохи средневековья, характеризующейся феодальной раздробленностью и военными конфликтами.

Гора Кюн Таг расположена на левом берегу Енисея в месте впадения в него реки Биджа, в 4-х км. от аала Мохов и в 4 км. к северу от пос. Усть-Абакан Республики Хакасия

Скала  Хызыл  Хая

Скала Хызыл Хая («Красная скала») – один из хребтов горного массива Саксар. На одном из выходов красного девонского песчаника южного склона горы финским ученым Й.Р. Аспелином в 1887 году были найдены петроглифы, относящиеся к тагарской (I тыс. до н.э.) и таштыкской (I-IV вв. н.э.) эпохам. Центральное место среди петроглифов горы Хызыл-Хая занимает многофигурная композиция, где изображены всадники и группы людей, варящих в котлах «ритуальную» пищу. Всадники представлены с перьевыми головными уборами, и не исключено, что это шаманы. Главный персонаж – человек с «посохом-жезлом» — верховный шаман. Имеется также изображение вола или лошади, которая тянет сани, а также многочисленные изображения котлов, в которых варится жертвенное мясо. Писаница Хызыл-Хая отражает в деталях некое важное событие – приготовление к празднику, напоминавшему современный Тун-Пайрам у хакасов. Из-за увлажнения климата рисунки подвержены разрушению.

На обрывистом южном склоне Хызыл-Хая находится наиболее изученная в Южной Сибири древняя каменоломня, исследованная в 50-90-х годах С.В. Киселевым, Я.И. Сунчугашевым, Л.С. Марсадоловым, содержащая целую систему сооружений для добычи и транспортировки камня. Каменные плиты и блоки девонского песчаника отсюда поставлялись для возведения крупных курганов Долины царей (Салбыкской долины) за 20-25 километров. О масштабах добычи камня можно судить лишь приблизительно. Ограда одного только Большого Салбыкского кургана состоит из 90 камней, самые большие из которых достигали высоты 6 метров и весили от 30 до 50 тонн. А всего Салбыкская долина содержит более 100 курганов, 15 из них относятся к числу больших (диаметр более 50 м.). Вероятно, было выломано и обработано несколько тысяч больших каменных плит и гораздо больше мелкого плитняка, что свидетельствует о существовании в Салбыкской долине довольно крупной артели мастеров.

Добыча и доставка камня были чрезвычайно трудоемкими и требовали усилий большого количества человек. Плиты выламывали из скал, видимо, при помощи деревянных и металлическ4их клиньев. Камень после подработки доставлялся по бездорожью (по степи) вручную или на тягловых животных, вероятно, зимой на деревянных катках (санях). Разноцветные породы песчаника позволяли подбирать цветовые оттенки для плит. В каменоломне имелись выходы камня от серовато-зеленых до темно-красных оттенков.

У подножия скалы сохранились большие блоки треугольной формы («эстакады»), использовавшиеся, вероятно, для погрузки и транспортировки камня. Найдено также каменное колесо почти идеальной формы, плиты-заготовки для оград захоронений, заготовка для изваяния, относящаяся, вероятно, к окуневской культуре первой половины II тысячелетия до н.э.

Скала Хызыл Хая расположена в районе современного селения Камышовая Усть – Абаканского района Республики Хакасия.

Уйбатский  замок

Фото-№-3

Уйбатский замок  изначально представлял собой строение из сырцового кирпича с колоннами и башнями. Замок был возведен в VIII-IX вв. н.э. и просуществовал в течение 200-300 лет. Служил форпостом от набегов  кочевников и являлся опорным пунктом в борьбе с ними. В 70-х годах прошлого века его раскопки произвел Леонид Романович Кызласов и студенты АГПИ. Уйбатский замок был частью средневекового городища, раскинувшегося на семь километров.

Первоначально это была квадратная «крепость» 30х30 м. Аккуратная кладка из желтоглиняных сырцовых кирпичей свидетельствует о работе опытных мастеров-строителей. Стены, достигающие в высоту 4 метров, плавно расширялись книзу. Появление этого сооружения связывают с распространением в Древнехакасском (Кыргызском) каганате одной из мировых религий – манихейства. Возникнув в Месопотамии в III в., оно распространилось от Испании до Китая и повсюду было гонимо. Только 2 государства во второй половине VII в. избрали его государственной религией: Уйгурский и Древнехакасский (Кыргызский) каганаты. Всего в Хакасии раскопано 11 манихейских храмов и святилищ, соответствующих канонам архитектурного обожествления планет. Среди них и храм, возникший на месте Уйбатского замка.

Храм неоднократно перестраивался. Появился «Колонный зал» (22х22 м.), плоскую кровлю которого поддерживали 169 мощных деревянных колонн, опиравшихся на каменные базы. «Колонный зал», содержащий скамьи для знати и отдельно возвышающееся место правителя, имел парадное, культовое или административное назначение. Под полом в его юго-западной части «проявились» остатки загадочного круглого сооружения диаметром около 10 метров, устроенного, по-видимому, еще до строительства зала. Круг образовывался частоколом из вбитых в дерн вплотную друг к другу жердочек, внутри он выстлан слоем щепок и полуистлевших досок. Интересно, что позднее, в IX-X веках, зал почему-то засыпали  и на месте его взвели второй ярус, причем точно над старым кругом оказалось святилище в форме опять же круглого барабана с вделанным в него квадратным алебастровым алтарем. Квадрат, вписанный в круг, — символика земного и небесного огня. Святилище очень точно сориентировано по небесным светилам, что подтверждает свидетельства арабских летописцев, сообщавших, что средневековые хакасы, поклонявшиеся солнцу, луне, звездам, были отличными астрономами. Храм, скорее всего, был посвящен богу Солнца (Кюн-тенгри). Вскоре с южной стороны к нему был пристроен второй квадрат сырцовых стен, соединенный с храмом широким проходом. Это был монастырь, очевидно, разделенный на ряд помещений деревянными перегородками

Три храма с течением времени сменили друг друга. В разное время к ним были пристроены еще 2 небольших сырцовых храма и 4 облегченных деревянных святилища, посвященных божествам стихий Огня, Воды, Воздуха.

Уйбатский замок  расположен на 35 км. автодороги Абакан-Ак-Довурак.

Городище  Узун  Хыр

Фото-№-4-1024x768

Узун Хыр в переводе с хакасского – «Длинные Холмы», «Длинная гряда». Городище представляет собой комплекс кольцевых каменных конструкций из плит песчаника, возведенный предположительно на рубеже эр. Рядом находится средневековый могильник. Некоторые из камней имеют круглые углубления и считаются целебными.

Комплекс содержит также сложенные из плит песчаника ровные площадки и стрелу, указывающую в долину. Назначение сооружений требует изучения и организации археологических раскопок.

Городище Узун Хыр расположено в 2 км. на северо-восток от г. Пригорск Республики Хакасия.

Мемориал «Вечная слава» — 17 скульптурных монументов

1233451-928x1024

Мемориальный ансамбль находится в 15 километрах от города Абакана – столицы Республики Хакасия и расположен в центральной части поселка Усть-Абакан, на территории бывшего парка «Комсомольский». Аллеи  мемориала устроены таким образом, что позволяют поэтапно раскрыть памятник в целом, его художественное содержание и возвращает посетителя в трагическую и героическую атмосферу периода Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс открыт 8 мая 1975 года и был приурочен к празднованию 30-летия Победы. Сооружение мемориального ансамбля велось методом народной стройки на средства жителей Усть-Абаканского района.

Мемориал включает в себя 20 монументально-скульптурных элементов: 3 входных барельефа (2 солдата и матрос), стела «Нашествие», стела «Сибирская атака»,  Закладной камень памяти жертв политических репрессий, танк Т-34, стела «Тыл — фронту», самолет МИГ – 17, стела «Преемственность поколений», стела «Воинам – интернационалистам», стела «Победа»,  2 зенитных орудия 85-мм калибра, стела «Братские могилы», камень скорби «Слезы Хакасии», могила Неизвестного солдата, статуя «Родина – мать», 3 стелы с именами погибших, обрамленных георгиевской лентой.

В 2013 году Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве России наградил мемориал-музей «Вечная слава» почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Вот уже 40 лет действует мемориал-музей «Вечная слава» — это одно из дорогих сердцу усть-абаканцев мест. Здесь ежегодно в День Победы 9-го мая горит Вечный огонь и стоит Почетный караул, проводятся шествие Бессмертного полка, акция Георгиевская ленточка, праздничный концерт, в котором принимают участие коллективы художественной самодеятельности поселка Усть-Абакан, праздничный салют и акция «Свеча памяти»; 15 февраля проводится Митинг памяти воинов-земляков, погибших в локальных войнах; 22 июня Митинг, посвященный Дню памяти и скорби; 2 августа день Военно-десантных Войск; 30 октября митинг, посвященный памяти жертв политических репрессий; 3 декабря мероприятие, посвященное Дню Неизвестного солдата.

Мемориал-музей «Вечная слава» – дань глубокой признательности и уважения тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.